Главная » Статьи » Ретро » Советское фото

Дети, фотография и деньги - 1990г. >>>

В папке «Фотоюниора» скопилось несколько писем от руководителей детских фотостудий и фотокружков, которые объединяет общая тревога — в связи с переходом культурно-просветительных внешкольных учреждений и организаций на новые методы хозяйствования в ряде мест вводится плата за обучение в фотокружках. «Как можно брать деньги с того, кто их не зарабатывает?

Ведь дети не имеют своих средств, они — самая беззащитная и уязвимая часть нашего общества. Кто заплатит за ребенка, если он, по мнению родителей, плохо учится или плохо себя ведет? И как быть с детьми из неблагополучных и малообеспеченных семей? Им что, вообще будет закрыт пугь в фотокружки?»спрашивают читатели. Считая такую постановку вопроса оправданной и размы встретились с начальником Управления организации внешкольной и внеклассной работы Государственного комитета СССР по народному образованию А. К. Брудновым.

— Алексей Константинович, может или должно ли обучение в фотокружках быть платным. Какова ваша позиция.

— Мнение нашего Управления однозначно — в системе внешкольных учреждений народного образования развитие и обучение детей не может и не должно быть платным. Это опирается на существующие основы законодательства о народном образовании. Но нужно учитывать то, что помимо нашей системы, к которой относятся Дворцы (Дома) неров и школьников, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские парки и др., существуют и учреждения культуры, спорта, профсоюзов, ДОСААФ и уже, наверное, есть и кооперативные, в которых тоже открыты детские фотокружки и фотостудии. Но там обучение, действительно, платное. Поэтому, чтобы не запугать авторов писем и читателей, я хочу подчеркнуть, что могу говорить только об учреждениях народного образования. 

— Тем не менее, из писем очевидно, что даже в вашей системе кое-где считают. что в новых условиях фотокружки и фотостудии должны бьпъ сам оо купаем ы. При этом установление платы за обучение выступает как одно из средств достижения этой цели. Правильна ли такая постановка вопроса! И нет ли других путей решения проблемы! Например, могут ли дети зарабатывать деньги сами, выполняя какие-то задания пооформлению школ. Домов пионеров и т. п., продавая свои выставочные работы, а может быть, и оказывая услуги населению по фотографированию!

— Ответы на все эти вопросы дает новый приказ Госкомитета СССР по народному образованию № 45 от 17.01.90 г. «О хозяйственном механизме в народном образовании», в котором прямо говорится, что внешкольные учреждения могут выполнять дополнительные работы и оказывать различные услуги, в том числе и по фотографированию. Но оказание платных услуг населению при этом не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из средств бюджета. Основным источником финансирования внешкольных учреждений остаются средства государственного бюджета, определяемые по нормативам. Суммы бюджетных ассигнований учреждению в случае оказания им дополнительных услуг (работ) не уменьшаются. Поступления за выполненные услуги являются лишь дополнительными источниками средств учреждения. Поэтому ни о каком «волевом» переводе детских фотокружков и фотостудий на самофинансирование речь идти не может.

— А по каким расценкам может производиться расчет за оказываемые услуги!
— В названном выше приказе говорится, что «оказание дополнительных услуг (выполнение дополнительных работ) по договорам и заказам производится по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии их — по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов или вышестоящего органа управления народным образованием, в ведении которого находится учреждение, кроме случаев изготовления (выполнения) нестандартных изделий (работ) в индивидуальном порядке с оплатой по соглашению сторон». В нашем случае государственными расценками являются прейскуранты, существующие в системе бытового обслуживания, так как других расценок на фотографические работы нет. 

— Кроме вопросов об оплате за обучение письма педагогов содержат и другие, в частности организационные: сколько человек должно быть в фотокружке, каковы ставки педагогов, нормы выработки часов на одну ставку, программа занятий и т. д. Где все это можно узнать! 
— Все необходимые нормативы и методические материалы можно найти в местных отделах народного образования. Если там по каким-то причинам не смогут оказать помощь, нужно обратиться в республиканские министерства народного образования. Что касается численности членов фотокружка, то до недавнего времени такая норма, действительно, была: 15 человек — первый год обучения, 12 — второй. Но в связи с многочисленными пожеланиями организаторов кружков и педагогов она отменена. Сейчас вопросы численности членов кружков решаются советами внешкольных учреждений, исходя из условий педагогической целесообразности, специфики занятий.
— Нельзя не сказать и о жалобах руководителей фотостудий и фотокружков на недостаточность выделяемых финансовых средств и слабую материально-техническую базу. Кто должен оказывать помощь в обеспечении кружков фотооборудованием, фотоматериалами!

— Это один из самых больных и трудных вопросов, так как ни для кого не секрет, что на протяжении десятилетий народное образование финансировалось по остаточному принципу. Да и сейчас проекты планов на новую пятилетку особого оптимизма не вызывают. Это же касается и материально-технического обеспечения, находящегося в ведении местных отделов народного образования. Но что можно заказать в учебном коллекторе за безналичный расчет, если и в магазинах, где, казалось бы, за наличные деньги эти товары должны быть — пусто. Очень трудное положение. Все эти проблемы остаются. Нам их не решить, пока не изменится экономическая ситуация в стране. 
От редакции. Вот такой невеселый конец получился у нашей беседы. И все же хочется думать, что такие понятия, как милосердие и благотворительность, найдут свое проявление и по отношению к детям, в жизнь которых вошло увлечение фотографией. 
Вероятно, сегодня мы затронули далеко не все вопросы, волнующие руководителей детских фотостудий и фотокружков.

И чтобы продолжить начатую тему, редакция обращается к соответствующим управлениям и отделам Министерства культуры СССР и ВЦСПС с предложением рассказать о положении детских фотостудий и фотокружков в этих системах. Как отражается на их существовании переход на новые формы хозяйствования? 
И не пора ли нам всем подумать над тем, как уравнять в правах своих детей, независимо от ведомственной принадлежности тех кружков, в которых они занимаются, сделав обучение везде бесплатным?

Категория: Советское фото | Добавил: Виталий (05.11.2011)
Просмотров: 402 | Теги: Советское фото | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]