Главная » Статьи » Ретро » Советское фото

О ФОТО-КУЛЬТУРЕ 1927г. >>>

КАКОЕ великое множество делается фотографических снимков! В каждом доме, почти в каждой избе можно видеть „карточки" на стенах или „художественные" портреты в альбомах> а иногда и пейзажи в рамках. Подавляющее большинство этих снимков, очень часто хорошо технически исполненных, не производит никакого впечатления. Это, за малым исключением все работы фотографов-профессионалов. На этих снимках лежит какая-то печать безразличия, равнодушия-может быть, как раз того равнодушия, с которым фотограф делал свои бесчисленные снимки.
 
И эти снимки входят в жизнь,даже „украшают" жилище; на них, за отсутствием картин, воспитывается молодое поколение, как на более доступных изображениях. Но что они могут дать в художественном отношениии, ничего. Все эти снимки совершенно не смотрятся и никаким образом не запоминаются — до того они серы и незаметны. Все эти папы, мамы, дедушки, бабушки, снятые в окружении „поэтической" бутафории — с лунами, аллеями, морскими пейзажами, с цветами в руках или вазах — все они смотрят прямо в объектив, застывшие, омерщвленные, переданные до последних морщинок.  

И вот, с детства люди привыкают к таким изображениям и редко думают о других, более художественных. Но, конечно, такими снимками удовлетворяются не все. Многие, любящие фотографию люди, понимают, что нельзя в деле изображения отдать первенство аппарату, что решающее значение должен иметь человек с его мыслями, желаниями и творчеством. Истинные любители уже ищут новые пути к оформлению фотоизображения, но таких людей немного и они еще пока мало сделали. 

Наша художественная фотография еше не нашла cвоегo пути. Она то подражает живописи,то увлекается изобразительной техникой, — очень часто больше похожа на репродукцию с картины, чем на фотографию. Но, во всяком случае, она все больше и больше развивается и становится заметной в ряде изобразительных искусств. Может быть, скоро придет то время, когда фотография возьмет в свое ведение натуралистическое направление живописи, оттеснив художников-живописцев на их прямое назначение — писать, а не „списывать" картины, и создаст образцы художественных изображений, вполне заменяющих Шишкина и прочих художников этого типа.

Больше того, фотография создаст своеобразный тип картин, передавая тончайшие выражения человеческих ощущений. Мгновенность съемки, ценное свойство фотографии, позволит поймать еле уловимые движения, мимолетные жесты, непринужденность, дающие жизнь изображению. Такая художественная фотография действительно расширит возможность изобразительного искусства. Но пока этого еще нет, пока наша жизнь с каждым днем все больше и больше засоряется обычной, заурядной фотографией. 

На борьбу с фотографической рутиной, мещанским вкусом и с „карточкой" должна выступить наша фото-молодежь. Отражая быт, общественность или явления природы, она должна создать в своих кружках новый тип фотографического снимка, имеющего художественную ценность. Вначале нашей молодежи придется прежде вcегO проделать большую работу над собой, над своим художественным развитием. Ей нужно будет познакомиться со всеми достижениями в области изобразительных искусств, ей нужно — хотя бы бегло, в репродукциях — знать историю искусства вообще. Применительно к фотографии, ей придется изучать, как изображали старые и новые мастера живописи свет (освещение), пространство как передавали они тон и объем. Придется обратить внимание не только на то, как изображать, но и на то, что изображать. 

Это что, несмотря на свою значительность, важность, — будучи взято случайно, безразлично в композиционном отношении, покажется обыкновенным, незначительным. А, между тем, фотограф может подчеркнуть, усилить, привлечь максимум внимания, беря ту или иную композицию для своего снимка. Сила изображения сама по себе велика. Нашей фото-молодежи нужно обладать средствами этой силы. Только тогда она может поколебать установившийся в массах взгляд на фотографию.
 
Этому делу может помочь изобразительная грамота и накопленный опыт изобразительных искусств, почти неиспользованных в фотографии. В течение многих столетий у художников определились знания о строении человеческого тела (анатомия), об оптических законах пространства (перспектива), о явлениях света (законы света и тени), о расположении на изобразительной плоскости (композиция), о цвете и т. д. Фотографы должны воспользоваться этими знаниями, как элементами художественного изображения, должны понять основы построения картины, но, однако, постепенно разрабатывая эти опыты не в коем случае не подражать слепо картинам. 

Изучая и наблюдая природу, картины художников и искусство вообще, фотограф станет смотреть на мир другими глазами. Он, подобно художнику, в каждом предмете будет видеть не только предмет, но и его конструкцию, положение в пространстве, взаимоотношения с окружающими предметами. Он уже не сможет снимать „просто так", в будет определять, что важно выявить в данном изображении, что характерно для снимаемого — положение ли в пространстве, объем, тон в той или иной напряженности, или композиция.

 Такое отношение к изображаемому непременно повлечет за собою и изменение отношения к оформлению снимка как в подборе оптики, так и в проявлении и печатании. И прежде, чем удастся достигнуть каких-либо результатов, много, много придется поработать лабораторно. В процессе работ откроется много нового и интересного, что у некоторых получается лишь случайно. 

Молодежь и фото-любители Вы, именно вы, а не профессионалы-фотографы с их потугами на художественность, сможете дать новое, действительно художественное фотоизображение. Изучайте инаблюдайте природу, смотрите, как передавали ее художники-живописцы всех времен и народов; изучайте композиционные основы в картинах хороших художников — все это поможет вам создавать ваши фотокартины. 
Создавайте свою фото-культуру!

Н. ТРОШИН. Советское фото 1927г.

 

Категория: Советское фото | Добавил: Виталий (02.11.2010)
Просмотров: 454 | Теги: фото, Советское фото, Фотография | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]